Пользователь: Аноним

Руководитель жилищного сектора Ирина Генцлер о контроле жильцов за УК для портала UrbanLook

Дата: 28 ноября 2015
Темы: ЖКХ
Направление: Городское хозяйство

Как жильцам проверить работу управляющей компании?

Как выявить нарушения в работе управляющей компании и что делать, если такие нарушения обнаружены? Куда обратиться, если УК не выполняет обязанности, прописанные в договоре, или необоснованно завышает тарифы на свои услуги? На эти и другие вопросы эксперты ответили специально для портала  UrbanLook .

Ирина Генцлер, руководитель жилищного сектора Фонда «Институт экономики города»

Контроль со стороны жильцов чрезвычайно необходим. Жильцы платят приличные деньги управляющей организации и должны понимать, что они за эти деньги получают, действительно ли общее имущество в доме содержится надлежащим образом. Зачастую управляющие компании выполняют видимые дешевые работы – уборка подъезда, двора, вывоз мусора. Тогда как о состоянии крыш и внутридомовых инженерных систем никто не думает. Все живут одним днем, а потом оказывается, что из-за плохого текущего обслуживания требуется дорогостоящий капитальный ремонт, за который собственники должны заплатить отдельно.

Во-первых, необходимо требовать регулярный отчет от управляющей компании - как минимум 1 раз в год – с информацией о том, какие работы были запланированы, какие выполнены, какие не выполнены и по какой причине, заслушивать и обсуждать этот отчет на общем собрании. Во-вторых, нужно анализировать сведения, которые управляющая организация размещает на официальном сайте и своем сайте в соответствии с требованиями стандарта раскрытия информации, насколько они соответствуют реальности. И очень важна активная работа совета многоквартирного дома по регулярному контролю выполняемых управляющей организацией услуг и работ.

Евгения Владимирова, руководитель проекта «Рамблер.Недвижимость»  Rambler & Co

В идеале управляющая компания должна избавить собственников жилья от всевозможных хлопот по содержанию недвижимости. Однако зачастую управляющие компании, напротив, могут создавать жильцам дополнительные проблемы. Можно сказать, что наиболее частые претензии к УК – это нецелевое расходование денежных средств, необоснованное повышение тарифов, неудовлетворительное выполнение прописанных в договоре обязанностей. Чтобы избавить себя от неприятных сюрпризов, рекомендуется регулярно узнавать, какие работы выполняет УК и по каким тарифам, требовать устранения недостатков в работе, если они обнаружены. Если представители управляющей компании игнорируют данные требования, стоит идти с жалобами в Госжилинспекцию. Также собственник квартиры может обратиться в суд.

Стоит отметить, что в настоящее время управляющие компании не могут работать без лицензии. Аттестация УК должна повысить качество предоставляемых услуг, поскольку лицензию на обслуживание многоквартирного дома могут или изначально не дать, или аннулировать после выявления каких-либо проблем в работе.

Алена Абрамович, руководитель практики «Коммерческое право» юридической компании «Rights».

В настоящее время имеется большое количество споров с управляющими компаниями, в том числе и из-за завышенных тарифов. Зачастую собственники помещений пренебрегают своими правами и обязанностями по контролю за деятельностью управляющих компаний, что приводит к дополнительной плате по тарифам за услуги.

Данное повышение тарифов является самым простым способом «нажиться» на собственниках помещений через договорные отношения с иными компаниями, зачастую аффилированными с управляющей компанией. Проследить корректность выставленных счетов проблематично, особенно по платежным поручениям. Более того, в договор на управление домом включаются положение об изменении тарифов в одностороннем порядке в связи с инфляцией. На основании такого пункта управляющие компании могут поднимать и менять тарифы на услуги как им вздумается.

Таким образом, контроль за деятельностью управляющих компаний помогает не только уменьшить возможность совершения мошеннических действий по необоснованному завышению тарифов, но и реально проследить на что «уходят» деньги собственников.
Если каких-либо улучшений в доме не имеется, а цены растут – это первый «маячок» чтобы сменить управляющую компанию.

Основными способами по контролю за деятельностью управляющих компаний (собственно, как и ТСЖ), в соответствии с Жилищным кодексом, являются:

  • ежегодная отчетность управляющей компании на собраниях собственников жилья (с предоставлением отчета о проведенной работе, заключенных договорах, новых тарифах и обоснованности их принятия и т.д.);
  • обязательное предоставление любой документации, связанной с исполнением обязанностей управляющей компанией по содержанию многоквартирного дома, по запросу собственников многоквартирного дома (в любое время);
  • возможность сменить управляющую компанию на общем собрании собственников в любое время.

Естественно, начинать лучше с общих собраний. Внимательно проанализировать отчетность, пообщаться с представителем управляющей компании. Если возникают какие-то уже весомые сложности, то просто общим собранием сменить компанию. Более того, ЖК РФ предусматривает возможность как сменить способ управления многоквартирным домом, так и просто выбрать другую управляющую компанию.

Александр Арский, доцент кафедры «Маркетинг и логистика» ФГОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Делегирование полномочий по управлению жилым домом - это своеобразный коммунальный аутсорсинг, реализуемый сторонами на основе коммерческого договора. Из этого следуют права и обязанности сторон договора к которым также относится представление отчета о деятельности аутсорсера за определенный период.

Платежи имеют целевое назначение, соответственно нецелевое использование средств аутсорсером является нарушением договора, так же как и некачественное или недобросовестное выполнение своих обязательств.

Эффективность контроля зависит от условий, прописанных в договоре. Так, например, предусмотрев возможность внезапной проверки движения денежных средств на расчетном счету аутсорсера, инициативная группа(«народные контролеры», «актив дома») могут запросить детализацию платежей за определенный период времени и при возникновении вопросов или подозрений на неэффективное их использование «призвать к ответу» аутсорсера.

Особое внимание следует уделять проведению плановых ремонтов силами аутсорсера за счет жильцов дома. Назначение представителей жильцов дома при промежуточном актировании строительно-монтажных работ позволят предотвратить их некачественное выполнение или завышение ставок в строительной смете.

Алексей Гордейчик, адвокат, кандидат юридических наук

В соответствии с законодательством Российской Федерации бремя содержания имущества несут собственники. Положения Жилищного кодекса РФ, предусматривающие различные способы управления многоквартирных домом, включая заключение договора с управляющей компанией, призваны облегчить, упростить порядок содержания общего имущества, но не освобождают собственников от ответственности, связанной с наличием у них недвижимого имущества. Поэтому контролировать деятельность управляющей компании можно и должно.

Способов контроля за ее деятельностью масса. В первую очередь, управляющая компания подотчетна общему собранию собственников, ее права и обязанности по отношению к предмету управления должны определяться договором. Во-вторых, деятельность предприятий ЖКХ контролирует масса административных органов. Начиная от пожарных и прокуратуры, заканчивая органами тарифного регулирования субъектов. В-третьих, нельзя пренебрегать с вопросами судебной защиты. Например, ремонт в подъезде должен производиться раз в 5 лет. УК запаздывает? Чем не повод для иска?

UrbanLook



Полная видео-трансляция
Презентации спикеров
Фоторепортаж


Фильм к 20-летию Института экономики города


Буклет к 20-летию Института экономики города

Главные проекты

Жилищная политика

Управление жилищным фондом и капитальный ремонт многоквартирных домов

Градорегулирование и жилищное строительство

Повышение эффективности коммунального сектора

Местное самоуправление и муниципальное социально-экономическое развитие

Направления деятельности
Муниципальное экономическое развитие Городское хозяйство Социальная политика и общественные коммуникации Рынок недвижимости Муниципальные финансы и межбюджетные отношения Образовательные программы Библиотека
Аналитические разработки
БИБЛИОТЕКА ответов на вопросы о градостроительной деятельности (обновление от 14.01.2016) Энергосбережение при проведении капитального ремонта многоквартирных домов Аналитическая записка по теме «Новые тенденции в управлении развитием городских агломераций в России»  Заключение на проект приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации «Об утверждении порядка проведения квалификационного экзамена, порядка определения результатов квалификационного экзамена, порядка выдачи, аннулирования квалификационного аттестата, порядка ведения реестра квалификационных аттестатов, формы квалификационного аттестата перечня вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене Заключение на проект Постановления Правительства РФ «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» Заключение на проект Федерального закона № 448902-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» БИБЛИОТЕКА лучших практик работы с социально исключенными категориями
Финансирование капитального ремонта многоквартирных домов
(информационное пособие для собственников помещений в многоквартирных домах)
Заключение Института экономики города на проект Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования вопросов подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории»

Заключение Института экономики города на Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1468 «О порядке предоставления органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах»

Заключение ИЭГ на законопроекты №№ 199597-6 и 199590-6 о государственной информационной системе ЖКХ Методические рекомендации по деятельности совета многоквартирного дома

Анализ и правовая оценка проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в Туле (август 2012 г.)

Методические рекомендации по применению технологии целевой потребительской субсидии
Все аналитические разработки
Главные темы
аварийное жилье, автономные учреждения, административно-территориальные изменения, аттестованный ипотечный кредитор, бюджетная политика, водоснабжение и водоотведение, государственно-частное партнерство, градорегулирование, гражданское общество, дискуссионный клуб, жилищное строительство, ЖКХ, завершенные проекты, законодательство, зарубежные СМИ, здравоохранение, землепользование, инвестиционная политика, ипотечное кредитование, капитальный ремонт, коммунальная инфраструктура, круглые столы, культура, малый бизнес, маркетинг и брендинг города, маркетинг территории, межмуниципальное сотрудничество, местное самоуправление (МСУ), моногорода, муниципальное социально-экономическое развитие, муниципальные ассоциации, муниципальные финансы, новости Института экономики города, новости информагентств, новости образовательных мероприятий, образование, общественные дискуссии и слушания, пресс-релизы, региональное социально-экономическое развитие, региональные СМИ, реформирование общественных финансов, РКС, семинары и конференции, социальная поддержка населения при оплате ЖКУ, социальная политика, социальное партнерство, тарифное регулирование, твердые бытовые отходы, текущие проекты, теплоснабжение, транспорт, управление многоквартирными домами, учебные программы, федеральные СМИ, Экология, электронные СМИ, электроэнергетика, Энергосбережение и энергоэффективность,