Пользователь: Аноним

Ведущий юрисконсульт ИЭГ Дмитрий Гордеев о введении абонентской платы за электроэнергию для информационно-аналитического проекта «Русская планета»

Дата: 21 декабря 2015
Темы: тарифное регулирование
Направление: Городское хозяйство

Налог на что-нибудь

Облагая население новыми обязательными платежами, чиновники даже не трудятся их хоть как-то обосновать

В правительстве придумали, как порадовать граждан к Новому году: Минэнерго предлагает подарить каждой российской семье… по дополнительной строчке в платежке за электричество. Раз в месяц вся страна будет «скидываться» на эти подарки — по 20–100 рублей «с носа».

Старая новая идея

Речь идет о введении абонентской платы за электроэнергию — это вид поборов, с которым россияне еще  не сталкивались, по крайней мере до сих пор. Как заявил замглавы Минэнерго Вячеслав Кравченко, проект соответствующего постановления правительства уже проходит общественное обсуждение. «Независимо от того, сколько платит человек за свет, он оплачивает обслуживание сетей», — кратко и ясно пояснил чиновник суть предложения своего ведомства.

По официальной версии, Минэнерго внезапно обеспокоилось тем, что в стране, мол, очень много пустующих домов и квартир, что создает определенные проблемы для энергосетевых компаний. Ведь электричество туда подведено, но пользоваться им некому, а следовательно, некому за него и платить. При этом компании обязаны поддерживать сети в рабочем состоянии, а в случае обрыва линии электропередачи или другого ЧП — бесплатно ликвидировать последствия.

Особенно энергетиков раздражают инвестиционные квартиры, хозяева которых и сами в них не живут, и в аренду не сдают, а только и ждут момента, когда недвижимость можно будет продать с максимальной выгодой. Поставщикам энергоресурсов тем временем приходится тратить деньги на подключение и содержание сетей, которые, по сути, оказываются никому не нужными.

В общем, поскольку с пустых домов денег не возьмешь, министерские энергетики и рассудили, что оплачивать работу служб должны все потребители вместе независимо от того, сколько они потребляют и как исправно за это платят. «Это не новая идея, этот платеж много лет действует во многих странах Европы», — подчеркнул Кравченко, видимо, посчитав, что это автоматически превращает плохо завуалированную попытку обобрать население в объективно оправданную законодательную инициативу.

При этом он не постеснялся объявить, что после ввода абонентской платы суммарные ежемесячные доходы энергосетей увеличатся на 240 млн рублей. На что конкретно планируется потратить эти средства, замминистра не рассказал. «Пользование» и «содержание» — понятия крайне обширные и, что самое удобное, растяжимые.

Двойная оплата

Единственный нюанс, о котором, видимо, забыл упомянуть представитель Минэнерго, заключается в том, что плата за это самое «пользование и содержание» сетей и так уже включена в тарифы за электроэнергию. Очевидно, что сети всегда содержались, ремонтировались, а иногда и строились за счет потребителей, а если бы компании, как считают в Минэнерго, работали себе в убыток, они давно вылетели бы в трубу.

То есть и по логике, и по математике выходит, что, вынося абонентскую плату за содержание сетей в отдельную строчку, энергетики должны будут вычесть эту сумму из основного платежа, то есть в целом плата за электроэнергию останется на прежнем уровне. Но, судя по отсутствию подобных разъяснений от Минэнерго, логика и математика там работают по-другому.

Если предложение будет одобрено, то платежки за электроэнергию — при средней сумме в 500–600 рублей в месяц — могут «подрасти» еще на 20%, что превышает уровень официальной инфляции. Как это стыкуется с заявлением главы кабинета Дмитрия Медведева о том, что в 2016 году тарифы ЖКХ для населения не должны увеличиться более чем на 4%, не совсем ясно. Видимо, в дело опять пойдет «альтернативная» математика.

Непонятно также, почему будет взиматься именно такая сумма — от 20 до 100 рублей. Почему до 100, а не до 50? Или не до 10 тысяч? Ответов нет. Создается впечатление, что цифры, как обычно, взяты с потолка, исходя из потребностей сетевых компаний, а не рыночной ситуации.

Однако этим аппетиты сетевых компаний не ограничатся. Новая абонентская плата на деле оказалась лишь вершиной айсберга, и еще не самой затратной для населения.

Переходим на энергонорму

В том же документе, предложенном Минэнерго, говорится о новой системе тарифов за электроэнергию, на которую мы должны были перейти еще этим летом, но в последний момент переход решили отложить на год. Когда это случится, тариф за электричество для населения станет дифференцированным. При расходовании менее 150 киловатт-часов в месяц потребители будут платить на 2% меньше базового тарифа. Как пояснил Вячеслав Кравченко, в эту категорию попадают 73% плательщиков. Если люди будут расходовать 151–600 киловатт-часов в месяц, тариф вырастет на 12%, свыше 600 киловатт-часов — на 52%.

Пока пилотный проект по внедрению социальной нормы потребления обкатывается в шести регионах России.  «Подвох в том, что если во время эксперимента в регионах планки устанавливались для семей в зависимости от количества проживающих, сейчас Минэнерго вписало единую норму в 150 киловатт-часов в месяц на домохозяйство, — поясняет юрисконсульт направления городского хозяйства фонда "Институт экономики города" Дмитрий Гордеев. — Получается, два человека в эту норму впишутся. А если живут четыре, шесть? Если плиты электрические?  Зачастую в больших домах живут и по 10 человек — это большие семьи в селах, в городах, и вот для них для всех норма будет одна. Это неправильно».

То есть большим семьям придется доплачивать не только «за воздух» (по статье «абонентская плата»), но еще и за превышение совершенно несправедливой по отношению к ним социальной норме. В выигрыше останутся только энергетики, причем и компании, и чиновники, поскольку первые получили гарантированные  240 миллионов ни за что, а вторые нашли легкий способ изобразить бурную законотворческую деятельность, при этом не сделав практически ничего. «В Минэнерго даже не потрудились пересчитать людей "поголовно", потому что это очень большая работа, — констатирует Гордеев, — и она требует значительных административных затрат. Вместо этого они просто-напросто посчитали домохозяйства и заявили, что у всех будет норма в 150 киловатт/час, и точка».  

Иными словами, тем семьям, которые в норму не уложатся, придется платить за лень и смекалку товарищей из Минэнерго.

Вопросы без ответов

Подобные решения, хоть от Минэнерго, хоть от любого другого правительственного ведомства, требуют обоснования, а у нас это как-то не принято — объяснять людям, почему так сделано. Зато принято другое: закладывать в повышенный тариф стоимость кабеля длиной 10 км, из которых реально будет проложено от силы 5. Или содержать хоккейную команду. Не уделять внимания проблемам собираемости, выставления счетов, прозрачности инвестиционных программ и эффективности. Ведь зачем работать над сокращением издержек, если намного проще продавить в правительстве очередную «разумную» идею, которая позволит выжать дополнительную копейку из конечного потребителя?

«В регулирующих органах, которые устанавливают тарифы на региональном уровне, зачастую работают выходцы из энергоснабжающих компаний, — объясняет Гордеев. — И, когда они уходят из этих самых регулирующих органов, они снова возвращаются в компании, поэтому зачастую эти люди выражают, скорее, собственные интересы, нежели интересы потребителей».

Единственное, что может призвать зарвавшихся энергетиков к порядку, это четко прописанные методики расчета тарифов, нарушение которых грозило бы компании многомиллионным штрафом и влекло персональную ответственность руководства. Но правительство, кажется, слишком занято изобретением новых способов обирания народа, поэтому заниматься чисткой собственных рядов ему некогда.

"Русская планета"



Полная видео-трансляция
Презентации спикеров
Фоторепортаж


Фильм к 20-летию Института экономики города


Буклет к 20-летию Института экономики города

Главные проекты

Жилищная политика

Управление жилищным фондом и капитальный ремонт многоквартирных домов

Градорегулирование и жилищное строительство

Повышение эффективности коммунального сектора

Местное самоуправление и муниципальное социально-экономическое развитие

Направления деятельности
Муниципальное экономическое развитие Городское хозяйство Социальная политика и общественные коммуникации Рынок недвижимости Муниципальные финансы и межбюджетные отношения Образовательные программы Библиотека
Аналитические разработки
БИБЛИОТЕКА ответов на вопросы о градостроительной деятельности (обновление от 14.01.2016) Энергосбережение при проведении капитального ремонта многоквартирных домов Аналитическая записка по теме «Новые тенденции в управлении развитием городских агломераций в России»  Заключение на проект приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации «Об утверждении порядка проведения квалификационного экзамена, порядка определения результатов квалификационного экзамена, порядка выдачи, аннулирования квалификационного аттестата, порядка ведения реестра квалификационных аттестатов, формы квалификационного аттестата перечня вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене Заключение на проект Постановления Правительства РФ «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» Заключение на проект Федерального закона № 448902-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» БИБЛИОТЕКА лучших практик работы с социально исключенными категориями
Финансирование капитального ремонта многоквартирных домов
(информационное пособие для собственников помещений в многоквартирных домах)
Заключение Института экономики города на проект Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования вопросов подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории»

Заключение Института экономики города на Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1468 «О порядке предоставления органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах»

Заключение ИЭГ на законопроекты №№ 199597-6 и 199590-6 о государственной информационной системе ЖКХ Методические рекомендации по деятельности совета многоквартирного дома

Анализ и правовая оценка проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в Туле (август 2012 г.)

Методические рекомендации по применению технологии целевой потребительской субсидии
Все аналитические разработки
Главные темы
аварийное жилье, автономные учреждения, административно-территориальные изменения, аттестованный ипотечный кредитор, бюджетная политика, водоснабжение и водоотведение, государственно-частное партнерство, градорегулирование, гражданское общество, дискуссионный клуб, жилищное строительство, ЖКХ, завершенные проекты, законодательство, зарубежные СМИ, здравоохранение, землепользование, инвестиционная политика, ипотечное кредитование, капитальный ремонт, коммунальная инфраструктура, круглые столы, культура, малый бизнес, маркетинг и брендинг города, маркетинг территории, межмуниципальное сотрудничество, местное самоуправление (МСУ), моногорода, муниципальное социально-экономическое развитие, муниципальные ассоциации, муниципальные финансы, новости Института экономики города, новости информагентств, новости образовательных мероприятий, образование, общественные дискуссии и слушания, пресс-релизы, региональное социально-экономическое развитие, региональные СМИ, реформирование общественных финансов, РКС, семинары и конференции, социальная поддержка населения при оплате ЖКУ, социальная политика, социальное партнерство, тарифное регулирование, твердые бытовые отходы, текущие проекты, теплоснабжение, транспорт, управление многоквартирными домами, учебные программы, федеральные СМИ, Экология, электронные СМИ, электроэнергетика, Энергосбережение и энергоэффективность,